Мысли о будущем: достижения прогресса и привычки людей будут адаптировать под себя городскую среду

Мысли о будущем: достижения прогресса и привычки людей будут адаптировать под себя городскую среду

Shutterstock/FOTODOM Строительство городов будущего — фундаментальный вызов, уже сегодня заставляющий ученых самых разных отраслей знаний предугадывать вектор развития технологий, привычек и потребностей людей и, как следствие, правила организации пространства для жизни, работы, отдыха и других занятий горожан. В рамках прошедшего в Москве I Архитектурно-градостроительного форума архитекторы, проектировщики, инженеры, социологи и юристы попытались наметить основные черты и тренды городов будущего.

Председатель московского центра урбанистики «Город» Алексей Расходчиков заметил, что город — это всегда конфликт интересов жителей. «Каждая социальная группа имеет свои интересы, и в городе они часто сталкиваются: автомобилистам мешают пешеходы, пешеходам — велосипедисты, велосипедистам — и те, и другие. Каждый раз при попытке чтото изменить в городской среде мы наталкиваемся на конфликт интересов», — подчеркнул он. Поэтому в будущем особую актуальность получат механизмы организации диалога, поиска компромиссов и принятия общих решений. В этом градостроителям могут помочь онлайн-технологии с их возможностями проведения опросов, автоматизированной аналитики и прочих инструментов работы с данными.

Тренды завтрашнего дня

Вместе с тем есть долговременные тенденции градостроительства, например, человекоцентричность. «Современные города делают акцент на многофункциональные пространства, комплексный подход к планированию территорий, уход от моноцентричности и точечной застройки. Все большее внимание уделяется инклюзивным общественным зонам, экологии и интеграции природы в городскую ткань, обеспечению комфортных условий жизни для каждого горожанина», — пояснил заместитель генерального директора по общим вопросам компании «Управление экспериментальной застройки микрорайонов» Игорь Гуменюк.

Еще одна характерная черта — многофункциональность и способность к трансформации создаваемых объектов недвижимости: все больше зданий проектируется с учетом возможности быстрой смены их назначения, перепланировки или расширения без больших затрат и сноса. Это могут быть здания с модульными конструкциями, мобильными перегородками, универсальными инженерными системами, позволяющими легко менять внутреннее пространство. Общественные пространства тоже могут быть спроектированы так, чтобы адаптироваться к сезонным или тематическим событиям, обеспечивая разные форматы активности.

Участники форума подчеркнули, что архитектура становится более гибкой, адаптивной и технологичной. Основные векторы ее развития — энергоэффективные решения, создание уникальных объектов, формирование яркой идентичности и многофункциональности пространств.

Технологии решают

Важный фактор, который будет определять облик городов будущего через паттерны поведения людей, — технологии и бытовые онлайн-сервисы. К примеру, сегодня чрезвычайно востребованной стала услуга доставки продуктов и товаров на дом. С ростом популярности таких приложений изменятся и форматы недвижимости в городе — площади складов и интернет-магазинов будут расти, как и количество районных кухонь «навынос», а супермаркеты и кафе вынуждены будут искать дополнительные способы привлечения клиентов. Более того, развитие доставки с помощью беспилотников, в том числе и летательных, потребует организации для них парковок у жилых домов и в бизнес-центрах, строительства транспортных хабов.

Сегодня трансформация форматов недвижимости отчасти уже идет — развиваются коливинги и коворкинги, а в будущем стоит ожидать нового прочтения многофункциональных домов-коммун, объединяющих под одной крышей несколько видов зданий.

Транспорт будущего

Транспорт, безусловно, является одной из наиболее динамично развивающихся и технологичных сфер, причем речь не только о самих средствах передвижения, но и о том влиянии, которое машины окажут на градостроительную и планировочную структуру города. «Если заглянуть в будущее, возможно, нас ждут изменения, которые пока трудно представить. К примеру, когда появятся новые виды транспорта, допустим, летающие машины, привычная структура города начнет кардинально меняться: дороги могут уйти на второй план, а пешеходные зоны и зеленые пространства займут освободившееся место», — отметил главный архитектор Главного архитектурно-планировочного управления Москомархитектуры Артём Дедков.

Еще недавно в градостроительстве доминирующей была ставка на развитие автомобильной инфраструктуры: строились магистрали, развязки, что в конечном счете лишь увеличивало поток машин и никак не стимулировало развитие комфортной среды. При этом в современных условиях мировые столицы, в том числе и Москва, развиваются полицентрично, значит, нагрузка на автодороги и транспорт будет снижаться, а роль локальных пешеходных или велосипедных связей возрастать. Этот подход проявляется в создании удобных «зеленых» маршрутов, возможности свободно передвигаться на велосипеде или самокате, экологичности и эстетике новых пространств, наличии объектов, которые становятся символами районов.

Кстати, воздушному пространству эксперты также отводят особую и весьма заметную роль. Они считают, что будущим градостроителям придется прорабатывать нормы регулирования «воздушного» движения в мегаполисах, причем контролировать передвижение по воздуху будет искусственный интеллект.

Кто ответит, когда все пойдет не так?

С учетом больших грядущих изменений интересным аспектом будущего станет регулирование неизбежно возникающих при использовании технических инноваций и инструментов искусственного интеллекта новых взаимоотношений. Юристы видят минимум два важных направления цифровизации, требующих внимательной оценки с юридической точки зрения: баланс между необходимостью обеспечения безопасности и защитой жизни и личных интересов человека, а также последствия внедрения в систему управления механизмов искусственного интеллекта. «Система в автоматизированном режиме может не только регулировать транспортный трафик, но и собирать налоги и даже направлять средства на решения насущных проблем. Конечно, под присмотром специалистов муниципалитетов, но где граница передачи полномочий? И кто будет нести ответственность за такие решения?» — обозначил проблему юрист Verba Legal Арсений Дампилов.

Архитекторы, понимая сложность и «тонкий характер» передовых революционных инноваций, раскритиковали те проектные решения, которые генерирует искусственный интеллект: они красивые, но зачастую слишком дорогие либо вовсе нереализуемы. «Порой приходиться удивляться, какие архитектурные решения предлагает машинный разум: это оригинально, даже новаторски, но воплотить в жизнь такие проекты не удастся. И здесь важным становится умение работать с большими данными: нужно не просто представить картинку, а проработать технические решения, рассчитать безопасность будущего объекта и другие характеристики», — пояснил вице-президент Союза московских архитекторов Илья Машков.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.