
Полина Иванова В рамках 51-го Российского антикварного салона в Гостином дворе прошла дискуссия «Дом как куратор: когда пространство становится соавтором коллекции». Встреча, собравшая значимых экспертов арт-рынка и рынка недвижимости, затронула важный вопрос: что первично в создании уникальной среды — шедевры на стенах или сами стены? Модератором выступила управляющий партнер Sesegar Your Family Office, член правления Association of Real Estate Agencies (AREA) Ирина Жарова-Райт.
Сосуд для шедевров
В диалоге участвовали: директор Музея книги, книжной галереи Вольфсона Вадим Вольфсон, архитектор, основатель Архитектурного бюро Олега Клодта Олег Клодт, искусствовед Елизавета Лихачёва, руководитель подразделения продукта MR Private Алина Полуказакова, галерист, искусствовед, основательница Академии популярного искусства OP-POP-ART Анастасия Постригай и руководитель разработки продукта Sminex Кристина Гибельгаус.
Спор о первичности решился в пользу страсти. Вадим Вольфсон заявил: его Музей книги на 2,5 млн единиц прекрасно живет в здании бывшего каретного сарая — памятнике архитектуры федерального значения. Олег Клодт заметил, что наличие коллекции у заказчика — бесценный ключ к созданию интерьера с характером.
Порой кажется, что для достойного представления коллекции необходимы особые стены. Однако история искусства и частного собирательства убедительно доказывает обратное. Елизавета Лихачёва напомнила, что настоящая страсть рождается вне зависимости от квадратных метров, приводя в пример коллекционеров, начинавших свой путь в тесных коммуналках. Этот симбиоз рождает уникальный диалог: содержание обретает особую силу в контексте неожиданной, но полной достоинства формы.
Однако сам процесс коллекционирования подобен живому организму — он растет и может буквально вытеснить создателя из его же обители, как это произошло с Сергеем Щукиным. Но возможен ли обратный путь? Случай, когда архитектура предвосхищает появление коллекции, — большая редкость. Как отметила Елизавета Лихачёва, ГМИИ имени А. С. Пушкина — один из таких примеров, где здание изначально задумывалось как идеальный сосуд для будущих шедевров.
Как жить с искусством здесь и сейчас
Современное искусство с его масштабными форматами бросает вызов реальности городского жилья. Анастасия Постригай говорила о наболевшей проблеме: как убедить художников мыслить не только грандиозными полотнами, но и «кабинетным форматом», и как помочь коллекционеру интегрировать новые приобретения в личное пространство, не жертвуя ни искусством, ни комфортом. Ее личный опыт — открытие дополнительной квартиры-галереи — яркое свидетельство того, что диалог между жизнью и коллекцией требует гибких и подчас нестандартных решений.
Но что если само пространство настолько значительно, что становится главным экспонатом? Здесь слово взяли представители девелоперского сообщества. Кристина Гибельгаус представила результат четырехлетней кропотливой реставрации — городскую усадьбу в Орлово-Давыдовском, где сохраненные исторические артефакты от кирпича до мозаик из муранского стекла сами диктуют высочайший уровень будущего наполнения. Алина Полуказакова рассказала о проекте «Квартал на Никольской» как о примере коллекционирования самой истории. В процессе его создания девелопер собрал «Коллекцию Nicole» из найденных при археологических работах артефактов, доказав, что страсть к собирательству может быть обращена не только на искусство, но и на культурные слои места, делая девелопера соавтором времени.
Анатомия одержимости
Что движет истинным коллекционером? Участники дискуссии сошлись во мнении, что это особая форма одержимости, сродни «прекрасной болезни». Анастасия Постригай описала ее почти как физическую боль от упущенного шедевра — чувство, которое может остаться навсегда. При этом, как отметил Олег Клодт, далеко не каждый от природы наделен этим «геном», и одна из задач профессионала — деликатно будить в клиенте интерес, просвещать и провоцировать на диалог с искусством, закладывая в интерьер основу для будущих приобретений.
Итог подвела Ирина Жарова-Райт: «Великие шедевры, будь то в архитектуре или искусстве, наполняют жизнь смыслом. И сегодняшним создателям есть что передать потомкам». Дискуссия показала — в идеальном союзе нет победителя. Есть диалог, где коллекция одухотворяет дом, а дом курирует коллекцию, создавая магию места.